Мир пристрастен

17 285 подписчиков

Роберт Бартини: Шестимерное пространство и Трехмерное время

Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini); 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия — 6 декабря 1974, Москва) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором.

Роберт Бартини: Шестимерное пространство и Трехмерное время

 

Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг. В анкетах, в графе «национальность» писал: «русский».

Шестимерное пространство Бартини

Бартини представлял в Академию Наук доклад, в котором обосновывал шестимерность нашего пространства.

По мнению Бартини время имеет 3 измерения. Если почитать П.Д. Успенского, мыслителя начала прошлого века, ученика Гурджиева, то 3 временных измерения достаточно легко представить себе наглядно.

Стрела времени

Если воспользоваться пространственной аналогией (которая сама по себе ничего не доказывает), то стрела времени — это человек, идущий по прямой в темноте с фонариком в руках. То пространство, которое лежит перед ним — будущее. Оно ему не видно, пока на него не упадет свет фонарика.

То пространство, которое лежит позади — прошлое. Пространство под светом фонарика — настоящее. Итого, для этого человека нет будущего (он его еще не достиг), нет прошлого (оно в его памяти), есть только непрерывно меняющееся настоящее — пространство под светом фонарика. Но, в то же самое время, и будущее и прошлое (пространство) существует, просто в силу свойств своего восприятия (света фонарика) человек его не видит.

Первое временное измерение, стрела времени — это прямая. Мы идем по нему от прошлого к будущему, освещая своим сознанием только текущий момент времени — настоящее. Это не значит, что будущего нет в каждый момент времени и прошлого нет в каждый момент времени. Они есть. Просто в силу своего восприятия мы их не видим (слышим, ощущаем).

Второе временное измерение — это временная плоскость. По аналогии с пространственной, она состоит из бесконечного числа параллельных прямых — стрел времени. Наглядно это можно описать так. В каждый момент времени мы имеем возможность совершить бесконечное число выборов. Например, если я сижу за столом, я могу взять в руки ручку, могу карандаш, могу ластик, могу почесать ухо, могу поковыряться в носу. И так далее.

Каждая возможность выбор рождает параллельную стрелу времени. В нашем представлении — параллельную жизнь с определенным выбором. Таким образом, плоскость — это бесконечное число параллельных стрел времени (жизней), с бесконечным количеством выборов в каждый конкретный момент.

На самом деле мы меняем свою судьбу не только тогда, когда принимаем «судьбоносные» с нашей точки зрения, решения. Мы меняем ее ежеминутно, ежесекундно. Отсюда вытекает осознанность, столь необходимая для продвижения по какому бы ни было пути саморазвития. Человек должен ежесекундно отдавать отчет своим действиям, понимая, какие последствия могут они повлечь. Ничего случайного или «между прочим» в мире нет.

Все неслучайно.

Третье временное измерение — это объем времени. Это бесконечное число параллельных временных плоскостей. Но если в одной плоскости лежит бесконечное число выборов, которые человек может совершить в каждый момент времени, то в остальных плоскостях лежат выборы, которые в данный конкретный момент времени человек совершить не может. Например, я могу взять со стола ручку, но не могу взять баскетбольный мяч, если его на столе нет.

Таким образом, человек колесит по временному трехмерному пространству, перемещаясь во всем трем осям времени.

Стоит отметить, что, в общем то, не удивительно, если Бартини теоретически доказал существование трехмерного временного пространства. Лобачевский, например, доказал возможность существования неевклидовой геометрии, однако, в силу своего восприятия, мы не то что понять, а даже представить себе не можем, как выглядит псевдосфера (сфера, вывернутая наизнанку).

Человеческое восприятие очень ограниченно, но это не означает, что мир в том виде, в каком он нас окружает, существует в таком виде на самом деле. Мы просто так его воспринимаем. А если предположить, что Бартини был прав и временное пространство действительно трехмерно, то представленная выше модель снимает множество вопрос относительно пространственно-временных фокусов (телепортация, путешествие по времени и т.д.).

Главный вывод — для путешествия по времени не обязательно делать «машину времени» или хитрые технические приборы. Достаточно поработать со своим восприятием. И многие духовные и магические практики направлены как раз на это.

Трехмерное время Роберта Бартини

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.
— Да мне почти все равно, — начала Алиса
— Тогда все равно, куда идти, — сказал Кот.
— Лишь бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот, —
конечно, если не остановишься на полпути.

Л. Кэролл, «Приключения Алисы в Стране Чудес»

«Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, — говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

Мысли вслух о восприятии времени

Я часто вспоминаю прошлое, как наверное, и все вы. Вспоминаю детские годы — вот я несусь по берегу Азовского моря на дедушкином велике, счастье переполняет меня, мне 10 лет и дедушка только что подарил мне свои Командирские часы…

Вот моя первая линейка, первый класс, неизведанное и что-то магическое смотрит на меня из будущего. Это, кажется, чувствуют все — приятным волнением наполнен уже слегка прохладный сентябрьский воздух…

Вот успехи и неудачи в школе, вот первая драка с сильным и злым старшеклассником (прям как в кино), первая любовь, потом была перестройка — все закрутилось как в плохом детективе.

Я смотрю на себя отсюда, с высоты уже прожитого и явно понимаю — в некоторые моменты моей жизни словно невидимая рука направляла меня, что избежать некоторых очень неприятных вещей. Кто-то незаметно, но очень действенно выводил меня из глубоких тупиков.

Однажды мне пришлось защищаться от бандитов. Их было трое. Но благодаря своей реакции и школе вольной борьбы, я точно знал, что мне удасться выкрутиться. Дело было все в том, что выкрутиться можно было, только убив одного из них.

Мне дали стакан со спиртом и клофелином, потом протянули чайник и его носик через мгновение мог бы войти в глаз бандиту. Это был мой единственный шанс. Россия, 90-е.

Мгновение на раздумья. Но этот миг стал вечностью. Кто-то невидимый железно сжал мою руку. И не дал сделать непоправимое. Впоследствии эти глупые ребята все как один ушли на небо.

Но что стало бы со мной, совершив я этот шаг? Ясно что стало бы. Ничего хорошего.

 

А вспомните дежа-вю. У кого их не было?! Что это? — когда ты отчетливо понимаешь, что ты тут был и все это видел, и даже смутно помнишь, что будет дальше — и это пугает похлеще дикой гиены.

Или что такое предвидения, знамения, воспоминания о будущем? Кто и зачем показывает нам их?
Вопросов много, мыслей много. И чем больше думаешь, тем больше вопросов.

Природа времени

Итак, следуя Википедии, Вре́мя — одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени.

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Большинство современных учёных полагают, что различие между прошлым и будущим является принципиальным. Согласно современному уровню развития науки, информация переносится из прошлого в будущее, но не наоборот.

Однако, перечитав ВСЁ о времени, вы так и не узнаете, что же это такое на самом деле. Потому что никто не знает. Какова его природа и почему оно течет для нас именно так, а не иначе — об этом не написано в учебниках по физике. Поэтому время более подробно аналилизируется с точки зрения философии и метафизики.

Да, физикам известна неразрывная связь пространства и времени, известно, что время замедляется вблизи массивных объектов.

При скоростях, близких к световым со временем также творятся странные вещи. Оно сокращается, замедляется, удлиняется и вообще, ведет себя неадекватно.

Виктор Кухновец на форуме Школа Жизни приводит такой пример:

На самом деле при полётах на субсвете творятся гораздо более удивительные вещи.
Положим есть суперкорабль — достигает субсвета за сутки, без вреда для пассажиров. Космонавт садится в него, резво разгоняется, и летит на Вегу, по прибытии так же резво разворачивается обратно — и летит домой.
С точки зрения наблюдателя с земли — во время полёта космонавт замедляется в 2 раза — достаточно просто и понятно.
А вот с точки зрения космонавта:
По прошествии первых суток ускорения — вселенная сократится в 2 раза (Лоренцево сокращение), время на Земле останется тем же, а время на Веге скакнёт на 20 лет. То есть он будет находится одновременно в 2050 году на земле и в 2070 году на Веге. Земляне для него замедлятся в 2 раза.
Во время замедления и разворота возле Веги (2 дня) — время на земле для него скакнёт на 40 лет, время на Веге останется прежним.
Ну и соответственно во время торможения у Земли — время на земле не изменится, а на Веге скакнёт на 20 лет.
Ускорение по разному влияет на близкие и далёкие предметы. А одновременности и вовсе не существует ))

На практике же, кроме банальных часов ничто больше инструментально вплотную со временем не соприкасается. Если, к примеру, вещество можно взвесить, потрогать, рассмотреть в микроскоп, разложить на составляющие, то со временем эти опыты не проходят. Со временем ВООБЩЕ ничего нельзя сделать. На нашем уровне развития, я имею ввиду.

Нерешенные вопросы физики времени выглядят так:

Почему вообще течёт время?
Почему время всегда течёт в одном направлении?
Существуют ли кванты времени?

Согласно мифологическому мировоззрению время циклично, оно представляет собой неизменное повторение уже бывшего. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего. Единицы времени служат для измерения расстояния. Время неоднородно.

А.Бергсон говорит: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед.»

Роберто Орос ди Бартини, Сергей Снегов и «Люди как Боги»

Роберт Бартини: Шестимерное пространство и Трехмерное время

Про Бартини мало кто слышал. Вернее, почти никто.

Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем.

В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин,Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини».

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини». Основные труды по аэродинамике, теоретической физике. Знаменитый конструктор, изобретатель перспективных летательных аппаратов, физик, философ — в тридцатые годы он был репрессирован, а после войны долгое время работал в Новосибирске.

Самолеты, бомбившие Берлин осенью сорок первого, были созданы на основе его разработок. Дальность полета — уникальная по тем временам. Всего на счету Бартини — полсотни законченных проектов. Он хотел создать стратегический бомбардировщик еще до появления советской атомной бомбы. Но проект дальнего сверхзвукового самолета пригодился в гражданской авиации.

Великий конструктор оставил после себя сотни незаконченных проектов. Вертикально взлетающий самолет-амфибия, истребители, гражданские машины — идеи Бартини брали в разработку и не давали самому доводить до конца. Но к концу жизни заслуги конструктора все-таки признали.

Родился 14 мая 1897 года в городе Каниже, на берегу Дуная венгерской территории бывшей Германской империи. Будучи внебрачным ребенком знатного итальянца, австро-венгерского вельможи барона Людовика ди Бартини, был подброшен своему же отцу, усыновлен и получил блестящее образование. Этому способствовала феноменальная одаренность мальчика, а также абсолютная свобода в качестве главного принципа воспитания.

С детства о нем ходили легенды. Малыш чудно рисовал обеими руками, читать выучился сразу на нескольких языках. Немецкий, к примеру, выучил, слушая, как мама читает ему по-немецки Жюля Верна. Правда, воспринимал лишь перевернутый текст, поскольку глядел в книжку с обратной стороны.

У юного барона рано проявились телепатические способности: он отвечал на вопросы окружающих прежде, чем те успевали их задать. Впоследствии его близкие объясняли это тонким знанием психологии. У мальчика была своя обсерватория, на 16-летие папа подарил ему аэроплан.

В 1916 году Роберт ушел на фронт, где попал в русский плен. По возвращении в Италию в 1918 году закончил воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института. В 1923 году уезжает в Советскую Россию — помогать государству рабочих и крестьян в деле авиастроения.

В Стране Советов «товарища барона» назначили начальником научно-исследовательского отдела при научно-опытном аэродроме, присвоили звание комбрига. В 1930 году возглавил конструкторское бюро. Под его руководством работали Королев, Лавочкин, Ермолаев. В последствии академик Сергей Павлович Королев назовет Р. Бартини своим учителем, а академик О. К. Антонов «непонятым гением советской авиации».

Роберта Людовиговича не оставляла без внимания и ЧК — человеком он был подозрительным. Чего стоила только его «нехорошая квартира»: одна комната выкрашена в ярко-красный цвет, в другой — потолок в звездах, по стенам — море с островами. Бартини пояснял, что в первой впитывает энергию космоса, во второй — творит.

Водились за ученым и другие странности. У Бартини не суживались зрачки, поэтому окна его комнат всегда были зашторены. При таких причудах в 1937 году у барона был только один путь — в лагерную «шарашку». В 1938 году он был арестован. Работал в тюремном КБ с Туполевым, был освобожден через пять лет после войны.

Сконструированные Бартини самолеты опережали свое время.

1942 году он разработал реактивный самолет, который должен был летать со скоростью 2400 км/час. В то время скорость самолета была » 500 км/час. «Это невозможно, — заявили оппоненты Бартини, — без винта самолетов не бывает».

Большинство конструкторских идей Бартини остались на бумаге: из 60 самолетов были построены единицы. Однако и этих «единиц» хватило для того, чтобы присвоить Бартини звание лауреата Ленинской премии.

Впрочем, самолетостроение Бартини считал ремеслом. Главным же — теоретическую физику. Его статья «Соотношения между физическими величинами», вышедшая в 1965 году в журнале «Доклады Академии наук», вызвала скандал. Бартини утверждал: «Все физические величины имеют пространственно-временную природу и могут быть выведены из двух величин: длины и времени». На этой основе он вывел мировые константы и предложил модель шестимерной Вселенной.

В настоящее время многие идеи Бартини получили теоретическое и экспериментальное подтверждение и развитие. После смерти в 1974 году. его имя все чаще упоминается в работах, посвященных изучению связей пространства-времени. Практически еженедельно появляются статьи в Интернете, в которых есть ссылки на его работы.

Некоторые авторы называют его самой неизвестной выдающейся личностью ХХ века, а во втором томе энциклопедии непознанного можно прочитать, что «красный барон» — «прогрессор, пришелец с другой планеты, в задачу которого входил контроль над техническим развитием человеческой цивилизации».

В своем завещании, названом «Моя воля», Роберт Людвигович написал: «Соберите сведения о всей моей жизни. Извлеките из нее урок»

Следуя немыслимыми пируэтами гиперссылок, с удивлением прочитал, что физическая и научная составляющая фантастической трилогии Сергея Снегова.

«Люди как боги» взята напрямую! из Докладов Академии наук СССР 1965 года. Идея, доказанная математически, что Время нелинейно и неодномерно. Оно трехмерно. Что из этого следует — можно прочитать в эпиграфе. Или додумать.

Снегов не случайно за научную основу своей трилогии взял разработки Бартини. Они оба, в какой-то степени, сильно опередили свое время, И Снегова и Бартини не печатали, оба прошли сталинские лагеря, реабилитированы, но и впоследствии «высунуться» им не давали. Таким образом он хотел поддержать Бартини.

Приведу краткое содержание трилогии из Википедии.

Галактическая разведка (1966)

Эли Гамазин в составе делегации с Земли отправляется на Ору на межзвёздную конференцию. Ора — это искусственная планета, плоская по форме и освещаемая искусственным солнцем, ночью превращающимся в луну. На Оре во время конференции земляне получают сведения о гуманоидах (галактах), которые ведут войну с невидимыми врагами.

Отправляясь на разведку в Плеяды, земляне натыкаются на расу разрушителей, которые похищают Андре Шерстюка. В погоне за разрушителями Эли, Леонид Мрава и Ольга Трондайк обнаружили, что в рассеянном скоплении χ и h Персея пространство искривлено таким образом, что выхода из скопления нет.

До землян по сверхсветовой связи доходят сообщения неведомых друзей, предположительно, от галактов, что им нужно срочно выбираться из скопления, однако разрушители не дают им это сделать.

Наконец, после многих попыток, Ольга решает аннигилировать одну из планет возле «активных» звёзд, превратив её вещество в пустое пространство (реакция Танёва). Это Ольге удаётся, но на ихзвездолёт обрушиваются три гравитационных удара, пущенных кораблями разрушителей.

Вторжение в Персей (1968)

Две космические эскадры под командованием Эли Гамазина отправляются к скоплению χ Персея. Там они встречаются с Великим Разрушителем, галактами, Мозгом-Мечтателем, и узнают о существовании таинственного и могущественного народа рамиров, создавших свою цивилизацию задолго до галактов.

Объединив усилия с Мозгом, галактами и своими новыми неожиданными союзниками из числа разрушителей, люди вырываются из сетей гравитационной неевклидовости, создаваемой станциями метрики, и устремляют свой взор в ту часть Вселенной, в которую ушли рамиры.

Кольцо обратного времени (1977)

После гибели Первой экспедиции посланной к Ядру, на Земле формируется Вторая, в состав которой входят люди, галакты и демиурги. Эли Гамазин включается в неё в качестве научного руководителя экспедиции.

Небольшой флот из 15 звездолётов устремляется в глубины Галактики встречая на своём пути Красное светило, Гибнущие Миры, систему Трёх Пыльных Солнц, народ аранов и Оана, следы Жестоких Богов, Гимны Бытию и Небытию, Всёуничтожающий Луч, разрывы Времени, враждебное Тяготение, безумие Машин и искажения последовательности протекания событий.

При этом члены Второй экспедиции испытывают боль тяжёлых утрат, пытаясь замкнуть Кольцо Времени, на что они решились увидев проявления силы рамиров.

Время у Снегова приобретает такие причудливые формы, что приходится перечитывать по 5-10 раз, пока вникнешь в суть. Но главная его мысль, — помимо социальных коллизий заключается в том, что управление временем — дело возможное, но нам еще очень и очень далеко до этого.

Но что же такого придумал Бартини? Что такое трехмерность времени?

Вот что пишет об этом Юрий Лебедев, автор книги о Бартини «Апокрифические размышления о Стрелах Времени, летящих без руля и без ветрил».

Теперь о том, что удалось извлечь из статьи Бартини мне. Прежде всего, это понимание тех трудностей, которые испытал Герштейн. Читать Бартини не трудно, а очень трудно.

Пропустив многое из того, за публикацию чего так самоотверженно «воевал» Бартини, я все-таки понял его утверждение о том, что «введение однородных координат позволяет свести теоремы проективной геометрии к алгебраическим эквивалентам и геометрические соотношения к кинематическим связям». (Бартини, 254).

Это означает, что предложенная мною в основном тексте замена координатной системы на систему «пространственный путь — космологическое время» должна быть плодотворной. Действительно, это предложение эквивалентно «введению однородных координат», а потому позволяет более эффективно описывать пространство-время.

Конкретизируя свою концепцию «однородных координат» Бартини утверждает, что «… форма существования объекта А (Вселенной — Ю.Л.) является (3+3)-мерным комплексным образованием, состоящим из произведения трехмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трехмерной времяподобной протяженности, обладающим ориентацией». (Бартини, 252).

Здесь явно прослеживаются параллели с вращением в комплексных координатах Фейнмана, а также с рассуждениями о размерности времени.

Лично мне это особенно интересно, поскольку трехмерность времени была для меня достаточно очевидным «архитектурным излишеством». Бартини придает этому гораздо большее значение. Согласно Бартини при таком подходе возникает возможность говорить о взаимных переходах пространственных и временных измерений «объекта А». Он утверждает, что всякий объект А «можно рассматривать как волну и как вращающийся осциллятор». (Бартини, 254).

Последнее возможно из-за отмеченной в предыдущей цитате ориентации объекта А. Правда, возникает вопрос о том, по отношению к чему уникальный объект А обладает ориентацией? Но разрешается он, видимо, в рамках концепции Геделя — даже «тотальный», с нашей точки зрения, объект должен быть элементом некоего множества. Очень хорошо это вяжется с представлениями об ансамбле Вселенных по Эверетту.

Продолжая свою мысль о вращении осциллятора, А. Бартини пишет: «В осцилляторе происходит поляризация компонентов фона, преобразование L — T или T — L в зависимости от ориентации осциллятора, создающего ветвление L и T протяженностей» (Бартини, 254).

Иными словами, Бартини утверждает, что, при определенных условиях, возможно путешествовать во времени, используя перемещения в пространстве, и — наоборот, перемещаться в пространстве, используя ход времени.

С этой точки зрения казавшаяся мне тривиальной трехмерность времени теперь представляется более заслуживающей подробных размышлений. Во всяком случае, тот факт, что физическое время может быть разложено по ортогональным координатам, которые вполне уместно назвать координатами Бартини, укрепляет представления о полной симметричности физического пространства и физического времени.

Кстати, вот что рассказывает Герштейн о возникновении у Бартини идеи шестимерного пространства-времени. В перерывах обсуждения статьи, за чашкой чая, «… я старался навести разговор на тему работы Бартини в заключении. Кое-что об этом я слышал от Ю. Б. Румера.

Бартини охотно рассказывал: «У нас было три отдела: Туполева, мой и Румера. Румер занимался у нас динамикой — фляттером, и мы были друзьями (вот откуда, подумал я, Бартини приобрел интерес к многомерной Вселенной). В моем отделе работало много известных теперь людей, например, Королев. Будущий директор ЦАГИ у нас был чертежником». (Герштейн).

Очень жаль, что Бартини не сдержал одного своего обещания: «… в другом сообщении будет показано, что (3+3)-мерность пространства-времени является экспериментально проверяемым фактом и что шестимерная модель свободна от логических трудностей, созданных (3+1)-мерной концепцией»…. (Бартини, 260). Эта другая работа, насколько мне известно, опубликована не была. Но вряд ли можно винить в этом Бартини…

Наверное, мы никогда не узнаем, что такое время. Мы будем приближаться, как к скорости света, но никогда ее не достигнем, будем черпать знания, но знания неисчерпаемы, будем дробить атомы в поисках новых частиц, но мироздание бездонно.

Но идея — подумать о себе прошлом, послать себе совет в тот самый момент, когда ты его так ждешь там, в прошлом — почему нет? Если все времена существуют одновременно, то это не кажется невозможным. Задумайтесь об этом хотя бы на секундочку.

 

Источник ➝

"Вот увидишь, каким я стану!": Как 14-летний Володя Дубинин спас партизанский отряд

Речь пойдёт о том, чьё имя было когда-то знакомо многим со школьной скамьи. Сейчас современные дети и подростки о нём ничего не знают. Между тем в свои 14 лет Володя Дубинин проявил невероятное мужество и героизм, раскрыл коварный замысел немцев и спас наших бойцов от неминуемой гибели.

Памятник пионеру-партизану Володе Дубинину. Фото: Ильенко Юрий/Фотохроника ТАСС

Юный авиаконструктор

Володя Дубинин родился 29 августа 1927 года в Керчи в семье моряка. Он хорошо и прилежно учился в школе, увлекался строительством авимоделей.

На одном из городских соревнований его планер установил рекорд, и победителя наградили путевкой в пионерский лагерь "Артек". Володя был счастлив как никогда. Он мечтал стать авиаконструктором и, вероятно, добился бы больших высот. Но начавшаяся война внесла свои коррективы.

Отца Володи, Никифора Семеновича, отправили на фронт. А мама, Евдокия Тимофеевна, вместе с сыном и дочерью решила переехать к родственникам – в другой район города под названием Старый Карантин. С первых дней войны Вололя пребывал в задумчивости. В один из дней он собрал все свои модели планеров и раздарил их друзьям. Никому не сказав, он отправился в горком. Решил проситься добровольцем на фронт. К 13-летнему мальчугану отнеслись с пониманием, тогда все рвались встать на защиту Родины, но ответили решительным отказом. Двоюродный дядя Володи, видя его рвение помочь в трудную минуту, посоветовал ему собирать обычные бутылки для заготовки зажигательной смеси.

Керчь много раз становилась ареной сражений. Фото: Russian Look / Globallookpress

Вскоре Керчь подверглась бомбёжкам. Город на глазах превращался в развалины. За все 1418 дней войны Керчь много раз становилась ареной жестоких и кровопролитных сражений. Всего лишь 15 процентов зданий смогли уцелеть, жертв среди мирного населения было очень много.

Летом 1941 года жители города активно готовились к партизанской войне. Планировалось, что базами отрядов станут Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни. Они больше напоминали настоящие крепости и были практически неприступными. Володя Дубинин знал каменоломни как свои пять пальцев. Всё свободное время он играл там с мальчишками в войну, прятался в узких расщелинах и мог выбраться из самых труднопроходимых мест. Володя стал проситься в отряд.

Свой в каменоломнях

Сперва его брать в отряд не хотели, но командир партизан Александр Зябрев в самый последний момент всё же решил взять его с собой. Володе поручили чистить картошку. Но он не собирался долго мириться с обязанностями помощника по кухне. Он рвался в разведку. В ходе одной из вылазок погиб командир отряда Зябрев, а фашисты сумели вычислить партизан, окружили Старакарантинские каменоломни и заминировали все подходы. Бойцы были обречены на смерть без воды. Каждую каплю берегли для пулемётов. Володя и его друг Толя Ковалёв стали спасением для отряда. Юркие и худые мальчишки могли протиснуться в любую щель и знали все потайные ходы и выходы. Именно они регулярно совершали вылазки и приносили партизанам драгоценную воду, боеприпасы и продовольствие. Несколько раз Володя, выбираясь в город, бегал к дому, где жили мама с сестрой. Он смотрел на них со стороны, опасаясь подойти и тем самым вызвать подозрение. О том, что он думал в тот момент и какие фразы произносил про себя, Володя рассказал маме позже. Вот как этот момент в книге биографии "Улица младшего сына" описали Лев Кассиль и Макс Поляновский:

Мама, гляди, это я! Ты не волнуйся, мама! Ты, наверное, беспокоишься, думаешь, что меня уже нет в живых, что нас там немцы в каменоломнях газами отравили, камнями завалили? Нет, гляди, мы, назло им, живые! Вот я, мама, послан на разведку нашим командиром. Ты не бойся, мама. Всё будет хорошо, ты только не волнуйся.

Однажды Володе удалось раздобыть ценную информацию. Он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни и раз и навсегда покончить с партизанами. Ему надо было срочно предупредить своих. Возле лаза, через который он всегда пробирался в отряд, стояли немцы. Тогда он привязал к кустам веревку и начал её дергать. Гитлеровцы отвлеклись, а Володя смог незаметно пробраться к своим.

Он подсказал бойцам, где лучше всего пробить новый ход и выбраться. Во время очередной разведки прям перед наступлением 1942 года Володя узнал, что Керчь была освобождена. Он разыскал командование наших войск и показал заминированные подступы к каменоломням. Сапёры взялись за дело, и отряд был спасен.

Мать Володи, вся поседевшая от переживаний за сына, наконец успокоилась. Она была уверена, что самое страшное позади и теперь Володя будет рядом с ней.

Материнское горе

4 января 1942 года случилось непоправимое. Володя вызвался помочь сапёрам в разминировании города. Ведь он знал каждую пядь земли родной Керчи. Одна из мин в ходе операции сдетонировала. Взрыв унёс жизни четырех сапёров и Володи Дубинина, которому на тот момент было всего 14.

Спустя годы мама Володи Дубинина Евдокия Тимофеевна выплеснула всю свою боль по погибшему сыну на Крымской областной конференции:

Мой сын мечтал стать изобретателем. Он хотел сделать что-то большое для своего народа, хотел изобрести машины, которые бы облегчили труд человека. Но ему не пришлось осуществить свои мечты, не пришлось увидеть университетские лаборатории… Потому что ему не довелось жить взрослым. Немецкие фашисты пришли на нашу мирную землю с войной, они принесли смерть.

Юного героя похоронили в братской партизанской могиле в Молодёжном парке Керчи. Посмертно Владимира Никифоровича Дубинина наградили орденом Красного Знамени.

В родном городе отважному мальчику был установлен памятник, вытесанный из цельного камня. Чтят подвиг Дубинина и в школе, где он когда-то учился.

По воспоминаниям сестры Володи, с самого детства он стремился к чему-то возвышенному, говорил о понятиях чести и долга. Однажды, еще до войны, он нашёл медаль отца "За трудовую доблесть" и примерил её на себя. В ответ на фразу сестры: "Она не твоя" – Володя коротко ей ответил: "Вот увидишь, каким я стану!"

Олеся Лосева

 

 

Соловей-разбойник и современные технологии

В мировом фольклоре есть масса удивительных существ, лишь отдаленно похожих на тех, которые известны современной науке: кентавры, лапифы, грифоны и другие. Многие из них, имея незаурядную внешность, не обладают при этом сколько-нибудь выдающимися способностями. Несравнимо больший интерес представляют собой мифические существа, наделенные некими сверхъестественными свойствами, которым ученые находят порой вполне убедительное объяснение.

Крылатые кони — дело обычное!

Тому, что Пегас летает, не удивляются даже дети — ежели коню приделали крылья, ему по штату летать положено.
Кентавры — чудесная помесь человека с конем, естественно, шустро скачут по полям и лесам — с четырьмя-то ногами что им стоит пешего обогнать? Русалки плавают, где им вздумается, и вообще живут под водой — на суше с рыбьим хвостом вместо ног им по определению делать нечего. Легендарные персонажи, синтезированные из двух, а порой и трех видов реальных существ, встречаются в мифах многих народов мира и особых вопросов не вызывают. Перенос на образованное народной фантазией существо тех качеств, которые присущи его составляющим — дело обычное.


С причинами появления в мифах единорогов и драконов ученые, в общем, тоже разобрались. По мнению ряда палеонтологов, древние люди могли застать исчезающие виды динозавров, да и скелеты гигантских ящеров позволяли представить ужасных драконов во плоти, во всей их славе и мощи. Утверждение, что прототипом единорога является носорог, никем всерьез не оспаривается, а находка в одном из становищ древних людей черепа быка с рогами, сросшимися в один, подсказывает что у мифов о единорогах мог быть и такой источник. Стоит отметить, что в конце прошлого века в одной из американских лабораторий был проведен эксперимент, в результате которого обычного бычка превратили в однорогого благодаря сращиванию не полностью затвердевших роговых отростков. По мнению ученых, операция не представляет особого труда, и древние люди вполне могли проводить ее в ритуальных целях.

Многоголовые, ядовитые и прочие гады

Любопытную смесь тварей представляет собой Лернейская Гидра, с которой пришлось сражаться Гераклу. В отличие от Нимейского Льва, с которым он имел дело во время первого из своих 12 подвигов, только тем и примечательного, что шкура его оказалась прочнее камня. Гидра была смертельно ядовита, а на месте срубленной головы у нее вырастала пара новых. Поистине, воображение древних греков сплавило качества, присущие гадюке, удаву осьминогу и ящерице, имеющей удивительную способность отращивать новый хвост взамен потерянного, в такого монстра, хуже которого немного отыщется в мировом фольклоре.

Не менее удивительным существом является Горгона Медуза — существо, голову которого вместо волос украшали ядовитые змеи, а вид обращал в камень все живое. Возможно, тут вновь не обошлось без гадюки, кальмара или осьминога, но вот как быть со свойством превращать живность в камень? Хотя раньше считалось, что змеиный взор тоже способен завораживать и парализовать птиц и маленьких зверьков…


При таком разборе многие удивительные свойства мифических существ оказываются позаимствованными древними сказителями и мифотворцами из окружающей жизни. Даже умение легендарных драконов изрыгать пламя с натяжкой можно объяснить способностью некоторых змей плеваться ядом на расстояние 2-3 метра. Однако есть существа — например сирены — дево-птицы, сладким пением заманивавшие мореплавателей на рифы. Их паранормальные способности решительно не поддаются простому объяснению и побуждают исследователей выдвигать совершенно неожиданные версии.

Исконно русское диво

Чудесных существ нет надобности искать за морем, есть они и в русском фольклоре, едва ли не самым таинственным персонажем которого является Соловей-разбойник. Ученый XIX в. Ф.И. Буслаев писал о нем: «Само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком. Прямых описаний внешности Соловья былина не дает, его облик раскрывается только в действии, и на протяжении всего сюжета Соловей-разбойник поворачивается к нам то птичьей, то человеческой стороной».

Во-первых, Соловей-разбойник восседает в «гнезде» на дубах, отчего у нас сразу возникает образ гигантской птицы. Во-вторых, завидев Илью Муромца, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Это тоже наводит на мысль о пернатом чудовище. Однако «будучи побежденным богатырем, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов, и в дальнейшем действует как человек, обладающий способностью убивать и калечить свистом.

Образ человека-птицы особой новизной не блещет. Человек, сумевший сделать себе крылья и летать с их помощью, подобно птице, тоже не нов и заставляет вспомнить древнегреческий миф об Икаре и Дедале, а также скандинавское сказание о кузнеце Велунде. Но вот способность калечить и убивать свистом нигде более не встречается, и откуда взялась — непонятно.

Традиционная версия

Проще всего принять версию о том, что былинный Соловей был простым разбойником, в среде которых принято было давать клички. Разбойники частенько устраивали наблюдательные пункты и засады на деревьях, а в 1890 г. газета «Московские ведомости» опубликовала корреспонденцию жителя города Карачева, который писал: «Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено «гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-разбойник. Звучит убедительно, но как все же быть со свистом, самой характерной чертой Соловья-разбойника?

Свист разбойника описывается в былине трижды. Сначала о страшных последствиях свиста предупреждают Илью черниговцы, затем Соловей свистит, пытаясь остановить богатыря в лесу и, наконец, его жертвами становятся киевляне. Последствия свиста всегда разрушительны, однако ученые так и не получили четкого представления о характере его действия.

Сокрушительный свист Соловья

Историк Г.И. Босов, исследовавший язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, предположил, что в образе Соловья-разбойника нашли отражение какие-то смутные воспоминания о «свистящих» лесных племенах, некогда живших в муромских лесах. Ученый полагает, что свист, издаваемый представителями этих племен, был слышен на расстоянии до 14 км и у близко стоящего человека вызывал болезненные ощущения. Но каким образом издавали они этот сокрушительный звук?

Возможно, ответ следует искать в инциденте, произошедшем несколько лет назад на Королевских скачках в Лондоне. Во время одного из забегов жокей, уверенно лидирующий в заезде, мчался к финишу Победа его была очевидна, но тут он внезапно запаниковал и стал хвататься руками за голову Впоследствии выяснилось, что в эту минуту он ощутил мощный звуковой импульс. Лошадь под ним резко дернулась, и наездник рухнул на землю.

Как установила британская полиция, загадочный звук пришел со стороны трибун. Следствие быстро отыскало виновника этого происшествия, а вместе с ним и орудие преступления. Им оказалось сверхновое ультразвуковое оружие, которое было вмонтировано в обыкновенный бинокль. К удивлению полицейских, оно обладало весьма мощным эффектом, а радиус поражения достигал 15 метров.

Так не было ли подобного оружия у Соловья-разбойника и утех «свистящих» племен, о которых писал Г.И. Босов? Создание его можно приписать инопланетянам или выходцам из Атлантиды, но логичнее предположить, что жил во времена оно в муромских лесах некий талантище, сумевший соорудить удивительный прибор, оказавшийся, впрочем, не способным противостоять вооруженному луком и мечом богатырю, во что бы то ни стало пожелавшему проехать к Киеву по запретной дороге…

 

Картина дня

))}
Loading...
наверх